Программа факультатива «Русский фольклор» для обучающихся 2-4 классов
Пояснительная записка.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Цель факультатива «Русский фольклор» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры устной и письменной речи обучающихся, развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.
Задачи факультатива:
- учить анализировать окружающую речевую среду,
- воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку,
- познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества,
- обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств в малых жанрах русского фольклора,
- создавать свои произведения.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- выразительное чтение и др
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах.
Учебно-тематическое планирование.
№ темы | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учителя и обучающихся | Выход |
2 класс (30 часов) |
I. | Введение в курс | 1 час | Лекция учителя | Выпуск стенгазеты |
1.1. | Жанры устного народного творчества | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
II. | Пословицы, поговорки | 3 часа | |
2.1. | Классификация | 1 час | Лекция учителя |
2.2. | Тематическое содержание. | 1 час | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
2.3. | Тверские пословицы поговорки. | 1 час | Лекция учителя |
III. | Скороговорки, чистоговорки | 3 часа | | Проект «Книга чистоговорок и загадок». |
3.1. | Скороговорки | 1 час | Лекция учителя |
3.2. | Чистоговорки. Сочинение чистоговорок. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
IY. | Загадки | 21 час | |
4.1. | Тематическое содержание. | 2 часа | Лекции учителя |
4.2. | Классификация загадок. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
4.3. | Фонетический и лексический анализ загадок. | 4 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
4.4 | Типы загадок ( вопрос, описание, сравнение, шарады, метаграммы, анаграммы, логографы, загадки – трафаретки) | 7 часов | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
4.5 | Тверские загадки. | 1 час | Лекции учителя |
4.6. | Сочинение загадки. | 3 часа | Практические занятия |
4.7. | Викторина загадок. | 1 час | Практические занятия | |
4.8. | Лотерея загадок. | 1 час | Практические занятия |
3 класс (30 часов) |
I. | Русские народные песни. | 5 часов | | Урок- концерт «Посиделки». |
1.1. | Тематика песен. | 1 час | Лекция учителя |
1.2. | Колыбельные песни. | 1 час | Лекция учителя |
1.3. | Песни тверского народа. | 1 час | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
1.4. | Заклички, приговорки. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
II. | Потешный фольклор. | 9 часов | |
2.1. | Голосянки. | 1 час | Лекция учителя |
2.2. | Молчанки. | 1 час | Лекция учителя |
2.3. | Скороговорки. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
2.4. | Сечки. | 1 час | Лекция учителя |
2.5. | Небылицы. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
2.6. | Небылицы – перевёртыши. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
III. | Русские народные игры. | 16 часов | | |
3.1. | Жеребьёвки. | 1 час | Лекция учителя |
3.2. | Считалки. | 1 час | Лекция учителя |
3.3. | Считалки – числовки. | 1 час | Лекция учителя |
3.4. | Заумные считалки. | 1 час | Лекция учителя |
3.5. | Сочинение считалочки. | 3 часа | Практические занятия | Фольклорный праздник «Все в хоровод». |
3.6. | Игры драматизированные. | 1 час | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
3.7. | Игры хороводные. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
3.8. | Игры с диалогами. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
3.9. | Игры – ловишки. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
3.10. | Словесные игры-фанты. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
4 класс (30 часов) |
I. | Русские народные сказки. | 15 часов | | Проект «Наши сказки». |
1.1. | Присказки. | 1 час | Лекция учителя |
1.2. | Признаки сказок. | 1 час | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся |
1.3. | Тематика сказок. | 1 час | Лекция учителя |
1.4. | Сказки о животных. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
1.5. | Бытовые сказки. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
1.6. | Волшебные сказки. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающих. |
1.7. | Былины. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
1.8. | Сочинение сказок. | 3 часа | Практические занятия |
II. | Обрядовая поэзия. | 15 часов | | Фольклорный праздник «В гостях у бабушки Дарьи» |
2.1. | Зимние святки. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
2.2. | Масленица. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
2.3. | Весна. Закликание весны. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
2.4. | Пасха. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
2.5. | Лето. Троица. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся |
| | | | | | | |
Литература.
- Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.
- Журавлёв В.П. Звук и смысл. – М., 1991г.
- Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.
- Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы.- М., 1989г.
- Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка.- СПб., 1995г.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990г.
- Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979г.
- Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.
- Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л., 1949г.
10.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М., 1987г.